ВЗГЛЯД
ВЗГЛЯД – это одна из характеристик направления ориентации человека в пространстве, которая отражается посредством положения головы, а в особенности глаз. Взгляд является одним из ключевых понятий визуальных и мультимодальных исследований в таких дисциплинах, как история искусств, визуальный и культурный анализ, психология и социология. Между тем, понятие взгляда всегда вызывало противоречия у исследователей. В исследовании Коултера и Парсонса (1990) имеется подробный анализ понятия «взгляд», в котором изложено, что само понятие можно толковать по-разному, исходя из многих способов «просмотра».
Например, в рамках визуальных, культурных и исследований медиапространства, понятия «смотрящий», «просмотр» и «взгляд» являются ключевыми в понимании и исследовании визуальной репрезентации. Для того, чтобы понять деятельность смотрящего и сформулировать ее суть исходя из понятия «взгляд», нужно сместить фокус анализа с образов/текста на социальную идентичность и опыт смотрящего. Это обязательно будет связано с общим контекстом увиденного в процессе образования значения.
Психоанализ, феминизм и идеи гендер-зависимого взгляда, гетеронормативность, зрительная способность, как в работе Стуркена и Картрайта (2009), имели большое влияние на полимодальный анализ образов. Например, Кресс и ван Лювен разработали понятие акта образа, которое включает в себя воображаемого смотрящего, который размещен относительно поля взгляда человека или животного, изображенного на картинке в качестве «спроса» (взгляд направлен прямо на смотрящего и выражает нужду в чем-то) или «предложения» (там, где такого взгляда не наблюдается).
В психологии взгляд является важным способом изучения процессов восприятия и познавательной активности. В частности, активно используются методы отслеживания движений глаз (eye-tracking), в процессе которых отслеживается движение глаз человека во время знакомства с текстом или изображениями и различные аспекты этого процесса, такие как размещение фокуса внимания, фиксация и направление чтения.
Понятие «взгляд» широко используется для измерения понимания чего-либо обществом. Так называемая теория разума говорит о том, что мы понимаем поведение друг друга с помощью врожденной способности «читать» состояния души других людей (Baron-Cohen, 1995; Scholl & Leslie, 2001).
Рекомендуемая литература
Coulter, J. and Parsons ED, ‘The praxeology of perception: visual orientations and practical action’, Inquiry, — 1990.
Goodwin, C., Conversational Organization: Interaction between speakers and hearers, New York: Academic Press, — 1981.
Kidwell, M., Gaze as social control: How very young children differentiate “The Look” from a “Mere Look” by their adult caregivers. Research on Language & Social Interaction, 38, 417-449, — 2005.
Kress, G., and T. van Leeuwen. Reading Images: The Grammar of Visual Design. 2nd ed. New York : Routledge , 2006.
В. Байчиков