ЖЕСТЫ

 

ЖЕСТЫ (англ. gesture) – произвольные или непроизвольные движения человеческого тела или его части, часто совершаемые одновременно с речью или заменяющее её. В большинстве случаев производимые Ж. несут в себе определённый смысл и отражают намерение говорящего. Некоторые лингвисты относят к Ж. только значимые движения рук, которые напрямую способствуют коммуникации и придают речи особую экспрессивность.

В контексте полимодальной коммуникации (что подразумевает одновременное использование людьми нескольких каналов передачи и восприятия информации) роль жестов чрезвычайна важна. Речь и Ж. представляют собой единое образование; их взаимное существование и взаимовлияние способствуют более полному пониманию процесса коммуникации и его сути.

Исследованию Ж. в лингвистике посвящены работы многих российских и зарубежных учёных. Р. Якобсон считает, что устная речь первична, а Ж. могут лишь придать ей определённое значение в соответствующих обстоятельствах [Якобсон 1972]. Согласно А. Кендону, речь и Ж. существуют в неразрывном единстве, и последние во многом дополняют вербальную часть высказывания, способствуя достижению желаемого коммуникативного намерения говорящего, а также придают ему определённую экспрессивность [Kendon 2004]. С точки зрения К. Мюллер, Ж., являясь определённым сочетанием движения рук и представляя собой визуальную информацию, способствуют формированию знаний и опыта на концептуальном уровне [Müller 2013].

Что касается существующих типологий Ж., разные учёные выделяют различные жестовые характеристики в качестве наиболее значимых, поэтому единой классификации Ж. не существует до сих пор. Ж. могут быть классифицированы в зависимости от их функции в процессе коммуникации, соотнесённости с речью, ориентации в пространстве и т.д. Одна из наиболее известных типологий была предложена учёными П. Экманом и У. Фризеном [Ekman, Friesen 1969]; она частично базируется на типологии Д. Эфрона [Efron 1941/1972] и включает в себя 4 типа Ж.:

1) «Эмблемы» имеют определённое лексическое значение, понятное всем представителям определённой группы (класса, общества). Они часто заменяют слово или фразу, которые в ином случае были бы выражены при помощи вербальных компонентов. К «эмблемам» относятся, например, характерное движение рукой при приветствии или прощании, пожатие плечами, поднятый вверх большой палец (являющийся в большинстве стран знаком одобрения);

2) «Регуляторы» управляют процессом коммуникации между собеседниками. Данные жесты являются своеобразными указаниями на продолжение реплики говорящего, также могут выражать просьбу повторить сказанное, дать возможность высказаться остальным участникам дискуссии. Наиболее распространёнными жестами данной категории являются рукопожатие, кивок головой (эквивалент согласия в большинстве стран), поднятие бровей (выражает удивление), лёгкое движение тела вперёд при разговоре;

3) «Иллюстраторы» помогают при описании того, что говорится, иными словами, «иллюстрируют» сказанное. Они могут повторять или заменять определённые высказывания, противоречить озвученной информации или усиливать значение сказанного. «Иллюстраторы» появляются вместе с речью и не имеют какой-либо определённой стандартной формы;

4) Ж. типа «адапторы» напрямую не способствуют коммуникации и могут выступать как особая психологическая характеристика личности. К данному типу жестов можно отнести поправление волос, прикосновение к собеседнику, перебирание в руках небольших предметов. «Адапторы» тесно связаны с эмоциональным состоянием человека, помогая ему приспособиться к определённой ситуации и чувствовать себя более комфортно. Данные действия являются произвольными и зачастую не фиксируются в сознании говорящего.

Также существуют другие жестовые типологии. Например, Д. МакНил различает Ж. иконические (имеют прямую связь с референтом, напоминают по своей форме описываемый объект) и метафорические (описывают абстрактные понятия) [McNeill 1992/1995]. Е. Гришина в своих работах уделяет внимание однократным и многократным жестам, а также кратким (длиной в одно фонетическое слово) и удлинённым Ж. (длиной в несколько фонетических слов) [Гришина 2014].

Одной из наиболее значимых функций Ж. является коммуникативная. Также согласно Г. Крейдлину, Ж. могут также выполнять регулятивную функцию, управляя вербальным поведением адресата и адресанта, а также репрезентативную функцию (демонстрация психологического состояния говорящего и его отношения к собеседнику). Немаловажна и дейктическая функция Ж., заключающаяся в описании определённых объектов [Крейдлин 2002].

А. Шуваева

 

Рекомендуемая литература:

Гришина Е. Жесты и прагматические характеристики высказывания // Мультимодальная коммуникация: теоретические и эмпирические исследования. – М.: Буки-Веди, 2014.

Крейдлин Г. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. – М.: «Новое литературное обозрение», 2002.

Якобсон Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках //Семиотика и искусствометрия. – М: Мир, 1972.

Efron D. Gesture and environment. // N.Y., 1941. 2nd edition: Gesture, race and culture. – The Hague: Mouton, 1972.

Ekman P., Friesen W.V. The Repertoire of nonverbal behavior: categories, origins, usage, and coding. – Semiotica 1 (1), 1969.

Kendon A. Gesture: Visible action as utterance. – Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

McNeill D. Hand and Mind: What gestures reveal about thought. – Chicago: Chicago University Press, 1992/1995.

Müller C. Gestural modes of representation as techniques of depiction // Body – Language – Communication: An International Handbook on Multimodality in Human Interaction. Volume 2. / Ed. Müller C., Cienki A., Frickle E., Ladewig S., McNeill D., Bressem J. – Berlin: De Gruyter Mouton, 2013. – P. 1687–1702.