Знак

ЗНАК (англ. sign от лат. signum). В общей семиотике З. есть нечто, заменяющее для кого-либо что-либо в некотором отношении или качестве; указатель, условное или конвенциональное обозначение чего-либо. В лингвосемиотике З. — это выразитель некоторого языкового значения.

В истории семиотики существовали разные концепции З., которые можно условно разграничить как логико-философские и функциональные. Первые рассматривали З. в контексте процессов познания мира, поднимая такие вопросы, как самодостаточность и референциальная зависимость З. (Платон, Аристотель, Р. Декарт, Дж. Локк), априорность или эмпиричность и постериорность З. (К. Лейбниц, И. Ньютон); существование разных типов связи между З. и референтом: каузальных и модальных (Ш. А. Крипке, Р. Карнап), жестких и нежестких (Б. Расселл, К. Доннеллян) и пр.).

Функциональные концепции рассматривают З. с точки зрения его употребления, при этом подчеркивается изменчивость отношений между З. и референтом в зависимости от интенций того, кто использует З. (Л. Витгенштейн, Г. П. Грайс), или за счет меняющихся ценностей, приписываемых знаку (У. ван О. Куайн, Р.Карнап).

В XX в. в связи со становлением науки семиотики особую значимость приобретает вопрос об определении З. и выделении компонентов его структуры. Наиболее известными концепциями З. являются билатеральная концепция Ф. де Соссюра и триадическая концепция Ч. С. Пирса.

Билатеральная концепция З. Ф. де Соссюра (разработана под влиянием идей Дж.Локка) является безобъектной, объединяя означаемое (знак (signatum)) и означающее (мысль, понятие, содержание (signans)). В своем первичном варианте Ф. де Соссюр соединил значение и звук как некоторое единство «мысли и звучащей материи» [Соссюр 1933: 112]. Подчеркивая двустороннюю психическую природу языкового З., Ф. де Соссюр указывает на существование формальных и содержательных значимостей (ценностей) языкового З., его «историческую преемственность и системную обусловленность» [Уфимцева 1976: 38].

В триадической концепции З. Ч. С. Пирса вводит третий компонент — Интерпретанту, под которой он понимает «ментальный эффект», «эффект, производимый знаком на человека, а также эффект, опосредованно предопределяемый человеком» [Peirce: 1.564]). Данная модель З. способствует преодолению разрыва между знаком (Репрезентаменом в терминологии Ч. С. Пирса) и объектом: «Знак, — отмечает Ч. С. Пирс, — или Репрезентамен, это нечто, замещающее в каком-либо отношении другое нечто для кого-либо». Для Ч. С. Пирса Интерпретанта — сама по себе знак, так как предполагает дальнейшее порождение значений в контексте употребления З. Соссюровское и пирсовское понимание З. и его структуры дали начало основным моделям З, способам описания семиозиса, а также предопределило современное понимание свойств З.

Идеи З. Ч. С. Пирса получили развитие в концепции А. Ричардса и Ч. Огдена (опиравшихся и на логическую концепцию З. Г. Фреге), которая получила широкое распространение в лингвистике и семантике.

Для исследования отношений между знаками (особенно при анализе структуры нарратива) используется концепция З. А. Греймаса (т. н. семиотический квадрат).

К постулатам, раскрывающим свойства З. относят следующие: связь между означаемым и означающим, парадигматическую и синтагматическую структуру представления З., диахронический и синхронический принцип представления, асимметрию двух сторон З. (С. О. Карцевский), двойное членение З. (предполагающего существование З. более высокого и низкого уровня, по А. Мартине), существование конкретных (звук, морф, лекса, др.) и абстрактных З. (фонема, морфема, лексема, др.) (Ю. С. Степанов).

Рекомендуемая литература:

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. / Пер. с фр. М.: Едиториал, УССР, 2004.

Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка (Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства). М.: Наука, 1985.

Соломоник А. Язык как знаковая система. М.: Наука, 1982.

Уфимцева А.А. Семантический аспект языковых знаков // Принципы и методы семантических исследований. М.: Наука, 1976. — С. 31-46.

Deely J. Basics of Semiotics. , Bloomington: Indiana University Press, 1999.

Lycan W.G. Philosophy of language. NY, L.: Routledge, 2008.

Peirce Ch.S. The Collected papers of Charles S.Peirce, 8 vol. C.Hartshorne, P.Weiss, and A.W.Burks (eds.). Cambridge: Harward University Press, 1958.

М. Киосе