Социальная идентичность (англ. social identity, фр. identité social, нем. soziale Identität) – в наиболее общем виде характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какой-либо социальной общности, группе (половой, возрастной, этнической и др.) (Российская социологическая энциклопедия, 1998).

Современные исследования социальной идентичности в гуманитарных науках опираются на две авторитетные социопсихологические теории: теорию социальной идентичности Г. Тэджфела и Дж. Тернера, а также теорию самокатегоризации Дж. Тернера, которые, в свою очередь, базируются на работах Э. Эриксона.

Э. Эриксон рассматривал идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру, на последнем, социальном, уровне которой идентичность определяется как конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации (Эриксон, 1996).

Г. Тэджфел и Дж. Тернер определили социальную идентичность как «те аспекты “образа Я” человека, которые возникают из социальных категорий, к которым он ощущает свою принадлежность» (Tajfel, Turner, 1979, P. 40).

Теория самокатегоризации Дж. Тернера опирается на когнитивные процессы, вовлеченные в процесс самоопределения и самоинтерпретации. Дж. Тернер признает, что каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам, в своей теории он делает акцент на том, почему личность идентифицируется с определенной социальной категорией в определенной ситуации, и какие ситуационные факторы объясняют подобные идентификационные «флуктуации». Для того чтобы определенная социальная идентичность стала доминирующей, необходимо не только, чтобы межгрупповые различия были больше, чем внутригрупповые (принцип метаконтраста), но и объективные различия между группами должны совпадать с ожидаемыми стереотипизированными характеристиками этих групп (принцип нормативного соответствия) (Turner, 1985).

В названных теориях подчеркивается изменчивость, подвижность социальной идентичности, ее зависимость от контекста, что позволяет считать данную категорию переменной.

Идентичность может рассматриваться и как комплекс ролей и статусов, построенных адекватно социальной системе, важнейшими составляющими которого являются общение, опыт, речь (Шнейдер, 2001).

В структуре социальной идентичности выделяются такие центральные компоненты, как гендерная, этническая, возрастная, профессиональная идентичности, поскольку именно принадлежность к группам по данным параметрам представляет собой наиболее очевидные основания для категоризации. Кроме того, названные параметры отражают важнейшие аспекты социального бытия личности (Микляева, Румянцева, 2008).

Язык рассматривается в современной научной парадигме как инструмент для создания в процессе коммуникации социальной идентичности как некой реальности.

 

Рекомендуемая литература

 

  1. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 118 c.
  2. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. – М.: Норма-Инфра-М, 1998. – 672 с.
  3. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Монография. – М.: МОСУ, 2001. – 272 с.
  4. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / пер. с англ. – СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.
  5. Tajfel H., Turner J. C. An integrative theory of intergroup conflict // The social psychology of intergroup relations / Ed. W. G. Austin, S. Worchel. – Monterey, CA: Brooks-Cole, 1979. – Р. 33–48.
  6. Turner J. Social categorization and the self-concept: a social cognitive theory of group behaviour // Advances in Group Processes / Ed. E. Lawer. –1985. – Vol. 2. – Р. 77–121.

М. Томская