Фигура и фон
Фигура и фон
ФИГУРА и ФОН (англ. Figure and Ground) — элементы оппозиции, применяемой в когнитологии при анализе разнообразных языковых явлений и вышедшей из недр гештальт-психологии. В когнитивной лингвистике нередко используется в контексте конструирования и перспективизации.
Понятие гештальта (нем. Gestalt — «целостная форма», «структура») указывает не только на целостность воспринимаемых нами объектов, но и на влияние ментальных процессов на получаемые перцептивные образы [Jackendoff 1984: 56–58]. Так, на известном рисунке «Утка — Кролик» Дж. Джастроу мы избирательно видим то утку, то кролика, в зависимости от смысла, придаваемого этому рисунку. Данный пример является иллюстрацией «закона отношения» гештальт-психологии, выражающегося формулой «Фигура — Фон». Эта особенность человеческого восприятия и интерпретации действительности сводится к тому, что при восприятии сцены один из ее компонентов выдвигается на первый план и видится как объект с четкими и относительно стабильными границами (это и есть Фигура). Остальная часть сцены воспринимается как непрерывный диффузный континуум за / под фигурой и составляет Фон. Различение Фона и Фигуры обязательно при любом восприятии, что объясняется их разными перцептуальными свойствами [Кубрякова 1997, 11].
В лингвистический оборот отношение «Фигура — Фон» ввел Л. Тэлми [Talmy 1978], отметивший несимметричность предикативных конструкций типа to be near. Например, «неравноправие» предложений (1) The bike is near the house и (2) The house is near the bike обусловлено особенностями деления описываемой сцены на Фигуру и Фон. В целом, Фигура подобна предметам — она твердая, дискретная, четкая, жестко организована, близкая, окружена другими объектами, имеет четкие границы и малый объем, находится в центре внимания и обладает значимостью для говорящего. Фон, напротив, бесформенный, диффузный, несформировавшийся, менее выраженный, неструктурированный, свободно организованный, безграничный, открытый, имеющий большой объем, далекий, находящийся внизу, сзади, под или за Фигурой, не меняющийся, а следовательно, находится вне центра внимания и менее значим [Warwick 2004: 105].
Свойства объектов, воспринимаемых как Фигура и Фон, объясняют, почему приведенное выше выражение (2), нарушающее естественное соотношение Фигуры и Фона, менее вероятно, чем выражение (1).
Рекомендуемая литература
Кубрякова Е. С. Категоризация мира: пространство и время: вступительное слово // Категоризация мира: пространство и время: мат-лы науч. конф / Под ред. Е. С. Кубряковой, О. В. Александровой. — М.: Диалог-МГУ, 1997. — С. 3–14.
Jackendoff R. Sense and Reference in a Psychologically Based Semantics // Talking Minds: The Study of Language in Cognitive Science / Ed. by G. Bever, J. M. Carroll, L. A. Miller. — Cambridge, Mass., London: The MIT Press, 1984. — P. 49–72.
Talmy L. Figure and Ground in complex sentences // Universals of human language. Vol. 4. Syntax / Ed. by J. Greenberg. — Stanford, CA: Stanford University Press,1978. — P. 625–649.
Wårvik, B. What is foregrounded in narratives? Hypotheses for the cognitive basis of foregrounding // Approaches to Cognition through Text and Discourse / Ed. by T. Virtanen. — Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2004. — P. 99–122.
Н. Петрова