Дискурс
ДИСКУРС (англ. discourse, фр. discour, нем. Diskurs) — многозначное понятие, активно используемое в современных исследованиях по философии, социологии, литературоведении, лингвистике. В англосаксонской и американской лингвистической традициях под Д. понимается связная речь, по объему превосходящая предложение, по содержанию — связанная с использованием Я в социальном контексте, по организации — представляющая собой интерактивное взаимодействие коммуникантов [Stubbs 1983].
Основы учения о Д. восходят к французской школе дискурсивного анализа, объединившего исторические, философские и психоаналитические представления о дискурсе.
В лингвистике понятие Д. стало необходимо для характеристики речевой деятельности в связи с широким распространением динамических моделей языка и активным использованием терминов «порождение» и «восприятие речи». Выход за пределы собственно языкового аспекта при описании речевой деятельности был востребован при изучении языка как выразителя определенной идеологии, системы мировоззрения и мировосприятия, взглядов и мнений, рассмотренных в социально-общественном контексте [Кубрякова 2003: 6].
Теория Д. получила развитие в работах П. Серио и Т. А. ван Дейка. По Т. А. ван Дейку, заложившему основы когнитивного описания дискурса, Д. — это особая форма коммуникативного события, единство языковой формы, знания и действия [Dijk Van: 2008]. Сходным образом определяют Д. в отечественной лингвистике: Д.- «это сложное коммуникативное явление, включающее, кроме текста, ещё и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата), необходимые для понимания текста» [Петров, Караулов 1989: 8]. К таким факторам относятся обстоятельства, сопровождающие события, фон, его поясняющий,оценка участников, а также информация, соотносящая дискурс с другими событиями. Уточняя понятие Д., В. З. Демьянков отмечает, что «дискурс — это имя, атекст — это имя предмета, поэтому актёр на сцене может забыть слова текста, но не дискурс своей роли, включающий характеристики действующих лиц, объектов, времени, обстоятельств событий и т.д.» [Демьянков 2005: 27]. В отечественной науке понятие дискурса освещалось А. А. Кибриком, М. Л. Макаровым, Л. В. Цуриковой. В. И. Карасиком, Е. И. Шейгал и др.
При несомненных различиях в понимании Д. к 90-м годам XX века укрепилась его интерпретация как явления лингвосоциального, происходящего в текущем режиме речевой деятельности (on-line), т.е. есть как связного текста, рассматриваемого по мере его формирования (интерпретации), а также как явления интеракционального. Включение понятия Д. в научный аппарат современной лингвистики отвечает важной тенденции изучать язык в его динамике, учитывать воздействие на язык факторов «извне» и описывать конкретные формы использования языка во всех сферах человеческой жизни [Кубрякова 2003].
Рекомендуемая литература
Демьянков В.З. Когниция и понимание текста // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2005. — № 3. — С. 5–10.
Караулов Ю.Н., Петров В.В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса // Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. — М.: Прогресс, 1989. — С. 5–11.
Кубрякова Е.С.О типах дискурсивной деятельности // Вестник МГЛУ. — 2003. — Вып. 478. — С. 5–10.
Stubbs M. Discourse Analysis. — Chicago: Chicago Univ. Press, 1983.
Schiffrin D.Approaches to Discourse. — Oxford: Blackwell, 1997.
Van Dijk T. Discourse and Context: A Sociocognitive Approach. — Cambridge: Cambridge University Press, 2008.
Н. Петрова
Дискурс
ДИСКУРС (англ. discourse, фр. discour, нем. Diskurs) — многозначное понятие, активно используемое в современных исследованиях по философии, социологии, литературоведении, лингвистике. В англосаксонской и американской лингвистической традициях под Д. понимается связная речь, по объему превосходящая предложение, по содержанию — связанная с использованием Я в социальном контексте, по организации — представляющая собой интерактивное взаимодействие коммуникантов [Stubbs 1983].
Основы учения о Д. восходят к французской школе дискурсивного анализа, объединившего исторические, философские и психоаналитические представления о дискурсе.
В лингвистике понятие Д. стало необходимо для характеристики речевой деятельности в связи с широким распространением динамических моделей языка и активным использованием терминов «порождение» и «восприятие речи». Выход за пределы собственно языкового аспекта при описании речевой деятельности был востребован при изучении языка как выразителя определенной идеологии, системы мировоззрения и мировосприятия, взглядов и мнений, рассмотренных в социально-общественном контексте [Кубрякова 2003: 6].
Теория Д. получила развитие в работах П. Серио и Т. А. ван Дейка. По Т. А. ван Дейку, заложившему основы когнитивного описания дискурса, Д. — это особая форма коммуникативного события, единство языковой формы, знания и действия [Dijk Van: 2008]. Сходным образом определяют Д. в отечественной лингвистике: Д.- «это сложное коммуникативное явление, включающее, кроме текста, ещё и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата), необходимые для понимания текста» [Петров, Караулов 1989: 8]. К таким факторам относятся обстоятельства, сопровождающие события, фон, его поясняющий,оценка участников, а также информация, соотносящая дискурс с другими событиями. Уточняя понятие Д., В. З. Демьянков отмечает, что «дискурс — это имя, атекст — это имя предмета, поэтому актёр на сцене может забыть слова текста, но не дискурс своей роли, включающий характеристики действующих лиц, объектов, времени, обстоятельств событий и т.д.» [Демьянков 2005: 27]. В отечественной науке понятие дискурса освещалось А. А. Кибриком, М. Л. Макаровым, Л. В. Цуриковой. В. И. Карасиком, Е. И. Шейгал и др.
При несомненных различиях в понимании Д. к 90-м годам XX века укрепилась его интерпретация как явления лингвосоциального, происходящего в текущем режиме речевой деятельности (on-line), т.е. есть как связного текста, рассматриваемого по мере его формирования (интерпретации), а также как явления интеракционального. Включение понятия Д. в научный аппарат современной лингвистики отвечает важной тенденции изучать язык в его динамике, учитывать воздействие на язык факторов «извне» и описывать конкретные формы использования языка во всех сферах человеческой жизни [Кубрякова 2003].
Рекомендуемая литература
Демьянков В.З. Когниция и понимание текста // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2005. — № 3. — С. 5–10.
Караулов Ю.Н., Петров В.В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса // Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. — М.: Прогресс, 1989. — С. 5–11.
Кубрякова Е.С.О типах дискурсивной деятельности // Вестник МГЛУ. — 2003. — Вып. 478. — С. 5–10.
Stubbs M. Discourse Analysis. — Chicago: Chicago Univ. Press, 1983.
Schiffrin D.Approaches to Discourse. — Oxford: Blackwell, 1997.
Van Dijk T. Discourse and Context: A Sociocognitive Approach. — Cambridge: Cambridge University Press, 2008.
Н. Петрова