КАТЕГОРИЗАЦИЯ

 

КАТЕГОРИЗАЦИЯ (англ. categorization) – фундаментальный когнитивный процесс, состоящий в отнесении предметов к той или иной категории [Cohen, Lefebvre 2005]. К. лежит в основе жизнедеятельности человека. Каждый из нас, не отдавая себе в этом отчета, ежесекундно распознает новые фрагменты опыта как члены определенного, обычно уже знакомого класса сущностей или явлений.

Наиболее актуальным для когнитивной лингвистики аспектом проблемы К. является природа категорий. В настоящее время выделяют две альтернативные теории категорий: классическую и прототипическую [Croft, Cruse 2004].

Согласно классической теории, традиционно связываемой с именем Аристотеля, категория представляет собой некое абстрактное вместилище, заключающее в себе некоторое множество сущностей — равноправных членов данной категории, обладающих рядом общих существенных свойств [Аристотель 1939]. Таким образом: категории имеют четкие границы; члены категории обладают набором общих свойств, которые можно рассматривать как необходимые и достаточные условия членства в данной категории; члены категории обладают одинаковым статусом внутри нее.

Прототипическая теория получила развитие в 1970 гг. и связана с именем психолога Э. Рош. В данной теории подвергается сомнению тезис классической теории о равенстве членов категории. Используются понятия центра и периферии категории, ее лучших и худших примеров, а также прототипа [Rosch 1973]. Под прототипом категории понимается лучший, т.е. наиболее характерный и показательный ее пример. Он занимает ее центр. Наименее типичные члены категории занимают ее периферию.

Также в рамках данной теории выделяются различные уровни категорий [Rosch 1977]. Категории базисного уровня обычно выражаются в языке короткими, стилистически нейтральными словами, например, животные, мебель, одежда. Человек усваивает эти слова и понятия в самом раннем детстве. Иначе обозначаются категории более низких уровней таксономии, т.е. охватывающие более узкие множества. Они часто обозначаются словосочетаниями, построенными по модели «родовое наименование + определитель», например: персидская кошка, бильярдный стол, зимнее пальто, книжный шкаф и т. д.

Недостатком классической теории К. является то, что она не учитывает особенности осмысления мира человеком. Она не отражает того, какие предметы и явления человек относит к более типичным, какие – к менее типичным [Когнитивные исследования языка 2011]. Недостаток прототипической теории К. состоит в том, что она уделяет недостаточно внимания свойствам членов категории (критериям их членства) и границам категорий. В процессе К. человек может достаточно далеко отойти от прототипа и отнести к одной и той же категории объекты, обладающие лишь немногими общими свойствами [Croft, Cruse 2004]. Например, как амебу, так и человека можно отнести к одной обширной категории «животные». В связи с этим большое внимание при анализе категориальных проявлений уделяется вопросам «размытости» границ категорий [Rosch, Mervis 1975]; их концептуальной структуре [Murphy 2014]; а также экспериментальному анализу, нацеленному на решение проблем при обучении К. [Smith, Minda 1998].

Вопрос о сравнительных достоинствах этих теорий остается неоднозначным. Когнитологи не отрицают важности классических категорий для математики, логики, естественных наук и юриспруденции [Ungerer, Schmid 1996]. Однако К. применительно к повседневной жизни лучше описывается прототипической теорией благодаря ее более прочному психологическому фундаменту. Впрочем, и в повседневной жизни классические категории вполне уместны, когда речь идет о хорошо известных конкретных объектах (стол, перчатки, роза, кенгуру); сложности возникают при попытках их применения к таким сферам жизни, как дружба, чувства и др. [Lakoff 1987].

А. Братцева

Рекомендуемая литература

Аристотель. Категории. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1939.

Когнитивные исследования языка. Вып. X. Категоризация мира в языке. М.-Тамбов, 2012.

Cohen H., Lefebvre C. Handbook of Categorization in Cognitive Science. Elsevier, 2005.

Croft W., Cruse D.A. Cognitive Linguistics. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

Lakoff G. Women, Fire, and Dangerous Things: What Categories Reveal about the Mind. Chicago: University of Chicago Press, 1987.

Murphy G. Categories and concepts // Noba textbook series: Psychology / Eds. R. Biswas-Diener, E. Diener. Champaign, IL: DEF publishers, 2014. P. 512-528.

Rosch E. Natural categories // Cognitive psychology. Vol. 4 (3), 1973. P. 328-350.

Rosch E., Mervis C.B. Family resemblance: Studies in the internal structure of categories // Cognitive Psychology, 7, 1975. P. 573-605.

Rosch E. Human categorization // Advances in cross-cultural psychology / Ed. N. Warren. Vol. 1. London: Academic Press, 1977. P. 1-49.

Smith J.D., Minda J.P. Prototypes in the mist: The early epochs of category learning // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 24, 1998. P. 1411-1436.

Ungerer F., Schmid H.-J. An Introduction to Cognitive Linguistics. Longman, London, 1996.