Синестезия

СИНЕСТЕЗИЯ (англ. synesthesia от греч. synaisthesis совместное чувство, одновременное ощущение) — в психологии и психофизиологии возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора или слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности переносятся на другую, разнородную [Рубинштейн, 1998: 192]. Так, например, при цветном слухе можем говорить о переносе качества зрительной сферы на слуховую. Многочисленные исследования позволяют говорить о связи синестезии с языком и, в частности, о том, что возникающее в человеческом мозгу интермодальное смешение приводит к тому, что «язык реагирует на него специфическими словосочетаниями» [Лурия 1971: 134].

В лингвистике под С. понимается «особый вид переноса наименования на основе ассоциации между значениями» [Ullmann, 1957: 277], при этом «два значения соотносятся с ощущениями, расположенными на двух различных уровнях чувствительности» [Ibid.]. Иначе говоря, слова, связанные с одной сферой чувств,
используются для обозначения ощущений и восприятий, касающихся другой сферы сенсориума (серебристая пустота, сырой гудящий мрак, бархатный голос; sweet warmth, sorbet colours).

С. Ульман первым поставил вопрос о синестезии как семантической универсалии и рассматривал это явление как разновидность метафоризации. Выделенные им сферы сенсориума была поделены на две категории: примитивные (осязание, температура, вкус, обоняние) и высокоорганизованные (слух и зрение). Анализ синестетических сочетаний нескольких языков позволил прийти к выводу, что перенос значения происходит от низших сфер сенсориума к высшим. Эта идея нашла подтверждение в исследовании Дж. Уильямса [Williams 1976], который предложил схему связи сенсорных полей:

%d1%80%d0%b8%d1%81-3-27-09-16

Данная схема позволяет составлять многочисленные типологии синестетических переносов, что было особенно популярно в отечественной лингвистике 2-ой пол. XXв. Современные исследования непрерывно уточняют и расширяют границы исследований синестезии. Так, например, следует отметить, что синестезия может быть неограничена традиционными сенсорными областями, а расширена за счет ассоциаций между абстрактными понятиями и сенсорными впечатлениями [Bretones-Callejas,2005] (синий испуг, синяя воля; a salty dampness). Для обозначения подобного вида синестезии С. В. Ворониным был введен термин «синэстемия», определяемы им как психофизиологическая универсалия, лежащая в основе универсалии лингвистической, область действия которой — сенсорно-эмоциональная сфера (ощущения→эмоции) [Воронин 1982: 82].

Синестетическая метафора(СМ) является частным случаем проявления синестезии. Это языковая метафора, вербально закрепляющая межчувственные переносы (вида сенсориум→сенсориум; ощущение→эмоция; ощущение→ощущение) [Ульман 1970; Телия 1986; Елина 2002]. Ш. Дей, президент Американской Ассоциации Синестезии, утверждает, что СМ не отличается от других видов метафор и функционирует, как и другие метафоры. Более того, они могут быть опосредованы семантическими процессами и меняться в зависимости от культуры. Таким образом, изучение СМ ставит акцент на метафоричности мышления, а также имеет непосредственное отношение к изучению телесности и становится неотделимым аспектом проблемы body in the mind.

Рекомендуемая литература

Воронин С. В. Синестезия и звукосимволизм/С. В. Воронин// Психолингвистические проблемы семантики. — М.: Наука, 1983. — С.120-131.

Bretones Callejas,C. What’s Your Definition of Synaesthesia: A Matter of Language or Thought? [Электронный ресурс] — Режим доступа:
icsi.berkeley.edu/ftp/pub/techreports/2001/tr-01-008.pdf или csjarchive.cogsci.rpi.edu/Proceedings/2005/docs.

Cytowic, Richard E.Synesthesia. A Union of the Senses. — MIT Press, Cambridge—London, 2002.

Day, S.
Synaesthesia and Synaesthetic Metaphors. [Электронный ресурс] — Режим доступа: psyche.cs.monash.edu.au/v2/psyche-2-32-day.html.

Day, S.What Synaesthesia Is (And Is Not) In: McKevitt, Paul—a Nulla, Sean—Mulvihill, Conn (eds.): Language, Vision, and Music. — Benjamins. Amsterdam—

Philadelphia, 171–181; 2002.

Ullmann, S.The Principles of Semantics. — Glasgow: Jackson, Son and Co, 1957.

Е. Субботина