СТЕРЕОТИП

 

СТЕРЕОТИП ( гр. στερεός stereos — твердый + τύπος typos – отпечаток) – когнитивная модель, разделяемая членами общества, образующаяся в результате процесса структурирования их совокупного опыта, репрезентирующая в обобщенном виде социально значимые объекты (людей, события, предметы, явления) и их оценку.

Стереотипы исследуются в рамках многих дисциплин и не образуют единой классификации, таким образом, один и тот же феномен может быть рассмотрен с точки зрения социологии, психологии, лингвистики и других смежных с ней дисциплин.

Впервые термин стереотип был предложен У. Липпманом и определен им как обобщенное представление человека о том или ином явлении, не основанное на его личном опыте, имеющее оценочный характер [Липпман, 2004].

Связь стереотипа и языка первым отметил философ Хилари Патнэм. Ученый предложил две трактовки понятия стереотипа: обыденную и научную. С одной стороны, стереотип является «общепринятым (часто предумышленным) представлением о том, на что похож, чем является и как ведёт себя X» [Патнэм, 1999, с. 207]. С другой стороны, в определённых языковых коллективах существует так называемое «разделение труда», согласно которому «специалисты» обладают расширенным знанием о том или ином явлении; другие члены языкового коллектива имеют лишь стереотипное представление, достаточное для его использования в речи.

Важно отметить, что стереотипы проявляются в языке и присутствуют в лексиконе, однако стереотипные знания могут быть выражены не только посредством слов и простых суждений, но и сложных представлений о событиях [Бартминьский, 2005].

Более широкое понятие социального стереотипа предложила У. Хвастхофф, определив его как когнитивную структуру, отражающую знания о мире в рамках определенной культуры, выраженную не только посредством некой языковой формы, но и имплицитно [Quasthoff, 1989].

Иной подход к описанию стереотипа можно найти в работах Дж. Лакоффа [Lakoff, 1987]. Исследователь рассматривает социальный стереотип как один из примеров метонимии. В данном случае, одна подкатегория репрезентирует всю категорию в целом, а это упрощает процесс вынесения суждений [Lakoff, 1987]. Представители социума обладают определенным набором стереотипов, отражающих социально значимые категории. Например, мать-домохозяйка, в силу разделяемых в том или ином обществе взглядов, является наиболее удачным примером категории матери. Однако, для стереотипов характерна фрагментарность и субъективность. Так, категория «работающая working mother будет противопоставляться «идеальной» категории housewife mother [Лакофф, 1988].

Существенно, что результатом процесса стереотипизации могут быть не только сами стереотипы, но и другие структуры, которые разделяются представителями социума, хранятся в долговременной памяти и в сокращенном виде отражают их социальный опыт: культурные модели, ситуационные модели, скрипты, идеализированные когнитивные модели (ИКМ).

В лингвистике стереотип исследуется с помощью различных качественных, а также количественных методов: моделирование, ассоциативный эксперимент, критический анализ дискурса, корпусный анализ, контент-анализ.

 

Рекомендуемая литература

Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике:[пер. с польского]. М. : Индрик, 2005. 528 с.

Краткий словарь когнитивных терминов/ под общей редакцией Кубряковой Е.С. М.: Издательство МГУ, 1996. 245 с.

Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23, М.: Прогресс, 1988, с.39.

Липпман У. Общественное мнение: пер. с англ. М.: Институт Фонда Общественое мнение., 2004 (1922). 384 с.

Патнэм X. Значение .значения.: [пер. с англ. № 151] // Философия сознания. М. : ДИК, 1999 (1975). С. 164-235.

Lakoff G. Women, Fire and Dangerous Things, Chicago: The University of Chicago Press. 1987. 614 p.

Quasthoff U. M. Social Prejudice as a Resource of Power: Towards the Functional Ambivalence of Stereotypes // Language, Power and Ideology- Studies in Political Discourse. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1989. P. 181 – 196.

А. Маковеева