УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА

 

УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА (англ. Language acquisition, фр. L’acquisition du langage, нем. Der Spracherwerb oder die Sprachbildung) – это процесс, в ходе которого происходит овладение языком. Он подразумевает усвоение структуры языка с учетом возможностей ее вариативности в речи, что позволяет впоследствии понимать речь и говорить. Интерес к процессам У.Я. начинается с работ Р.О. Якобсона, посвященных проблемам освоения фонетической системы языка [Jakobson 1940] и поддерживается начавшимися экспериментальными исследованиями процессов восприятия и усвоения Л.С. Выготского [Выготский 1926], А.Н. Леонтьева [Леонтьев 1931]. Вследствие многоплановости феномена У.Я. его изучение происходит в рамках различных научных дисциплин, таких как социолингвистика, прикладная лингвистика (методика преподавания), неврология, психология, когнитивная лингвистика.

Традиционно существует разграничение двух понятий: усвоение первого языка (процесс овладения родным языком) и усвоение второго языка (усвоение любого языка после родного). Эти процессы имеют схожие и отличительные черты, определяемые возрастными особенностями обучающихся, количественными и качественными характеристиками усваиваемой информации [Brown 1973]. Также значимую роль играют факторы интерференции (влияния родного языка) при усвоении второго языка. Тем не менее, факт того, что родной язык в значительной мере определяет процесс усвоения второго языка, оспаривается в некоторых концепциях [Stem 1980].

У.Я. следует отличать от изучения языка. Стивен Крашен определяет усвоение языка как подсознательный процесс, в то время как изучение он называет осознанной деятельностью. Принимая во внимание это разграничение, следует сказать, что усвоение второго языка в большинстве случаев представляет собой именно изучение [Krashen 1957].

В настоящее время существуют четыре основных подхода, объясняющих природу и движущие механизмы У.Я. как когнитивного процесса: бихевиористская теория обучения (Б.Ф. Скиннер), гипотеза врождённой языковой способности (Н. Хомский), теория когнитивного развития (Ж. Пиаже, Э. Леннеберг), интеракционистская теория (Дж. Брунер, С. Пинкер). Перечисленные теории не являются конфликтующими или взаимозаменяемыми, а, напротив, дополняют друг друга, акцентируя различные аспекты процесса.

Согласно бихевиористическому подходу, при У.Я. ребенок ориентируется на положительное и отрицательное стимулирование его речевых усилий и имитаций, запоминая удачные и неудачные результаты попыток [Skinner 1957]. Теория врожденной языковой способности Ноама Хомского основана на его предположении о биологической предрасположенности к языку, или способности к усвоению языка. Эта способность была названа языковой способностью, а её действие объясняется существованием универсальных для всех языков и их носителей понятий и принципов как компонентов системы (устройства) У.Я. человека, которая активизируется в раннем возрасте [Chomsky 1986]. Теория когнитивного развития Жана Пиаже описывает процесс У.Я. через стадии когнитивного развития ребенка, сенсомоторную и операциональные [Piaget 1926]. Предложенный в его концепции принцип интеракциональности (или взаимодействия) как оказывающий важное воздействие на ребенка получил развитие в теории интеракционизма Джерома Брунера и Стивена Крашена. Они полагают, что в ситуациях общения с младенцем взрослые изменяют свою речь, обращаясь к малышу, используя так называемый бэйби-ток (англ. Baby talk), отличающийся от других типов дискурса; это помогает детям в освоении языка [Bruner 1975].

В современных концепциях У.Я. развиваются идеи интеракциональности биологических и эмпирических составляющих в формировании языка, идеи языковой активности, идеи о критическом, или переходном периоде в становлении языковых навыков ребенка.

М. Киосе, А. Столярова

Рекомендуемая литература

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Работник просвещения, 1926.

Леонтьев А.Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций. – М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931.

Aitchison J. Chattering children // The articulate mammal. An introduction to psycholinguistics. London and New York: Routledge, 2008 (1976).

Berko Gleason J., Ratner N.B. Development of language. 9th edition. London, Pearson: Pearson Education, 2016.

Brown R. A first language: The early stages. London: George Allen & Unwin Ltd, 1973.

Bruner J.S. From communication to language: A psychological perspective // Cognition, 3(1), 1975. P. 255-287.

Chomsky N. Knowledge of language. Its nature, origin and use. Westport: Praeger Publishers, 1986.

Fletcher P., MacWhinney B. (eds.) The handbook of child language. Mass, USA: Wiley-Blackwell, 1996.

Jakobson R. Kindersprache, Aphasie und allgemeine Lautgesetze // Språkvetenskapliga Sällskapets i Uppsala Förhandlingar, Uppsala: Uppsala Universitetet, 1942. P. 1-82.

Krashen S.D. Second Language Acquisition and Second Language Learning. Oxford: Pergamon, 1981.

Lust B. Child language. Cambridge: Cambridge University Press, 2006.

Piaget J. The Language and Thought of the Child. London: Routledge & Kegan Paul, 1926.

Skinner B.F. Verbal Behavior. Michigan: Appleton-Century-Crofts, 1957.