Семиозис

СЕМИОЗИС (англ. semiosis от греч. σημείωσις, sēmeíōsis «обозначение») — процесс означивания объекта, в ходе которого человек, использующий знак, выстраивает систему отношений между этим объектом, понятием и знаком (в лингвосемиотике — языковым знаком). Иными словами, С. — это процесс, в котором нечто функционирует в качестве знака.

К характеристикам С. Ч. С. Пирс относит динамичность, субъективность, взаимоопределяемость, универсальность. Ю. М. Лотман и У. Эко добавляют к ним бесконечность и тотальность.

В семиотике разработаны разные схемы С. Общесемиотическая схема основана на иерархичности семиотических систем, где более высокий уровень иерархии подчиняет себе низшие уровни. Здесь выделяются такие уровни С., как физиосемиозис (в неживой природе), биосемиозис, представленный фитосемиозисом (в царстве растений), зоосемиозисом (в царстве животных), антропосемиозисом (в человеческом культурно-историческом сообществе). Общесемиотическая схема С. получила развитие в работах Я. Экскюля в концепции внешнего и внутреннего миров биологических существ, Т. Себеока в концепциях глобальной семиотики и знака-симптома, Дж. Дили в концепции семиотического животного (см. также работы М. Фиша, М. Крампена, С. Петрилли, А. Понцио, Й. Йогансена, др.).Ступенчатое развитие С. отражает путь становления естественного знака в биосемиотике, возникающего как результат однозначной реакции на стимул, вплоть допоявления искусственного знака (например, знаков искусства, музыки, языковых знаков), атрибута антропосемиотического уровня. Искусственный знак отличает бесконечность интерпретации за счет множественного воплощения образа объекта (созданного сенсорными и, возможно, экстрасенсорными рецепторами) в картине мира человека (индивидуальной, национальной, др.).

Развитие семиотических идей о различных типах знаков привело к разработке моделей С., среди которых наиболее известны триадическая модель Ч. С. Пирса, пятикомпонентная модель Ч. Морриса, четырехкомпонентная модель К. Л. Бюлера, модель метаязыковой репрезентации С. и модель вторичного С. Р. О. Якобсона, модель тотального С. или динамической модели семиотизации Ю. М. Лотмана (все в мире подлежит семиотизации) и модель неограниченного или бесконечного семиозиса У. Эко.

Самой известной моделью С. стала модель, предложенная Ч. С. Пирсом, в которой рассмотрены сложные системы отношений между Интерпретантой (рема, суждение, аргумент), Объектом (икона, индекс, символ), Репрезентантой / Репрезентаменом (квалисигн, синсигн, легисигн). К трем компонентам модели С. Ч. С. Пирса Ч. Моррис добавляет еще два: Интерпретатора и Контекст (данная модель через введенное понятие знаковой ситуации, в которой реализуются перечисленные компоненты, дает выход на модели структуры коммуникативного акта). К. Л. Бюлер продолжил данное семиотико-прагматическое направление, разграничив четыре компонента С.: речевое действие, речевой акт, языковое произведение и языковая структура.

Рекомендуемая литература

Deely J. Four ages of understanding. The first postmodern history of philosophy from ancient times to the turn of the 21st century. Toronto: University of Toronto Press, 2001.

New directions in linguistics and semiotics. James E. Copeland (ed.). Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 1984.

Sebeok T. Global semiotics. Bloomington: Indiana University Press, 2001.

Semiotica. Journal of the International Association for semiotic studies. Berlin, NY.: Mouton de Gruyter. 1969-2013.

М. Киосе