Речевой акт
Речевой акт
Речевой акт — это высказывание или речевое действие, или совокупность высказываний, совершаемых одним говорящим с учетом другого.
Теория речевых актов является центральным объектом прагмалингвистики.
Создателем теории речевых актов (ТРА) являются Дж. Остин и Дж. Сеарль. Данным вопросом занимались В. Гумбольдт, Ш. Балли, Э. Бенвениста, Хэллидей.
В соответствии с данной теорией, минимальная единица коммуникации – это осуществление определенного вида актов, таких, как констатация, вопрос, приказание, описание, объяснение, извинение, благодарность, поздравление и т.д.
Каждый акт непосредственно связан с интенцией или, другими словами, намерением говорящего. Интенции классифицируются по:
— степени приоритетности реализуемого коммуникативного намерения — прямые и косвенные;
— степени репрезентации в высказывании — эксплицитные и имплицитные;
— характеру порождаемых действий — практические и ментальные;
— степени эмоционального воздействия — благоприятные и неблагоприятные;
— характеру продуцируемого речевого произведения — репликообразующие и дискурсо-текстообразующие.
В соответствии с теорией Остина речевой акт состоит из трёх ступеней:
— иллокуции – это намерение говорящего. Данный акт указывает не только на значение выражаемой пропозиции, но и соотносится с коммуникативным намерением говорящего. Он обладает определённой силой, которая состоит из упорядоченной последовательности определённых элементов: иллокутивной целью – сообщение или запрос информации, способом достижения этой цели – модусами высказываний, отношением адресата, например сомнение, отрицание, незнание, уверенность.
— локуции – порождение высказывания: произнесение звуков – фонетический акт, построение грамматически и лексически верного высказывание – фатический акт, наполнение высказывания смыслом – ретический акт. Данный акт связан со смыслом и референцией. Локутивная сила высказывания — его когнитивное содержание.
— перлокуции – воздействие на адресата, его мышление и действия с целью достижения результата высказывания или создания новой ситуации. Часто цели отражаются в грамматической структуре предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное. Иллокутивная сила предложения – это коммуникативная направленность высказывания, он не является конвенциональным. В данном случае важно не само понимание смысла сказанного, а изменения в результате такого понимания.
Дж. Серль дополнил вышеуказанную классификацию, расширив типы иллокутивных речевых актов, противопоставляя понятие пропозиции (общего содержания) и иллокуцию:
— репрезентативы/ассертивы используются для описывания мира. Могут быть истинными или ложными. Приспосабливают слова к реальности. Психологическое состояние — убеждение. Используются в сообщениях, объявлениях, предсказаниях.
— директивы служат для совершения/исполнения чего-либо адресатом. Приспосабливают реальность к словам. Психологическое состояние — желание. Используются в вопросах, приказах, просьбах, советах, мольбах.
— комиссивы служат для того, чтобы наложить на говорящего обязательства или навязывания определённого поведения. Они приспосабливают реальность к словам. Психологическое состояние — намерение. Используются в обещаниях, обязательствах, гарантиях, клятвах.
— экспрессивы служат для выражения эмоционального состояния относительно ситуации общения. Как правило не обладают направлением приспособления. Различные психологические состояния. Используются в поздравлениях, благодарностях, извинениях, приветствиях, прощаниях.
— декларации служат для установления соответствия между содержанием высказывания и реальностью. Они не выражают никакого психологического состояния. Используются для назначение на должность, присвоения званий и имен, вынесения приговора, уход в отставку, увольнения.
Рекомендуемая литература
Остин, Джон Лангшо. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. М., 1986. С. 22—130.
Серль, Джон Р. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. М., 1986. С. 170—194.
Серль, Джон Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. М., 1986. С. 151—169.
Анна Леонтьева (аспирант)