ГЕНДЕР
ГЕНДЕР (от лат. genus – рождение, род, пол; англ. gender, фр. genre, нем. das Gender) – понятие, обозначающее совокупность социальных и культурных норм, которым общество предписывает следовать людям в зависимости от их биологического пола. Пол (sex) предопределен природными факторами, гендер – социально и культурно сконструирован, что ведет к признанию его конвенциональности, неодинаково проявляющейся в различных культурных и языковых сообществах на различных этапах их развития [Кирилина, 2004]. Так, гендер оказывается одним из способов социальной стратификации, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст и др., формирует систему социальной иерархии. Кроме того, гендер может интерпретироваться как культурный символ, например, многие не связанные с полом понятия и явления (природные или культурные, божественный или потусторонний мир, добро или зло и многое другое) ассоциируются с «мужским» или «женским» началами.
Лингвистику занимает прежде всего не сам гендер, который, по сути, является экстралингвистическим феноменом, а языковые механизмы его создания, а также факторы, влияющие на этот процесс. Для лингвистики интерес представляет то, каким образом гендер маркирован в тексте, какие вербальные и невербальные средства участвуют в его языковом конструировании. Ключевые понятия не только для гендерной лингвистики, но и для гендерных исследований в целом – гендерная асимметрия и гендерная симметрия. Под гендерной асимметрией в лингвистике понимают культурно и исторически обоснованную неравную представленность гендерно обусловленных элементов языка. Обычно имеется в виду, что фемининность в языке либо отсутствует, либо слабо представлена, либо обладает уничижительными коннотациями, то есть что мир и язык андроцентричны (ориентированы на мужчину) [Спендер 1980, Сандерленд 1991]. Классические примеры гендерной асимметрии в языке — обозначение понятий «мужчина» и «человек» одним словом (англ. man, фр. homme, нем. Mann), негативная коннотация женского варианта обозначения рода занятий (врач (нейтральная коннотация) – врачиха (отрицательная коннотация), governor (коннотация превосходства) – governess (коннотация подчиненности) [Сандерленд, 2006].
Гендерная симметрия – это попытка и результат создания и использования гендер-нейтральных форм, в которых отсутствует указание на пол (англ. fireperson вместо fireman, chair вместо chairman, they вместо he когда пол субъекта неизвестен) [Пош, 2014]. Попытки исключить гендерные маркеры предпринимаются даже для тех языков, где гендерные различие не столь явно выражены, как, например, в баскском, где гендер проявляет себя в форме второго лица единственного числа глагола, а существительные и местоимения преимущественно гендерно нейтральны. Однако далеко не всегда соотношение гендерно обусловленных и гендерно нейтральных форм в языке соответствует гендер-специфическим социальным и культурным нормам общества, использующего данный язык.
Рекомендуемая литература
Гриценко Е. С. Язык. Гендер. Дискурс: Монография. – Нижний Новгород, 2005.
Кирилина А.В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации: Учеб. пособие. – М., 2004.
Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. – М., 2002.
Handbuch Frauen- und Geschlechterforschung: Theorie, Methoden, Empirie / Hrsg. von R. Becker, B. Kortendiek. – Wiesbaden, 2004.
Posch, C. Feminist Language Forms in German: A Corpus-assisted Study of Personal Appellation with Non-human Referents. — Hamburg, 2014.
Spender, D. Man Made Language. London: Routledge, 1980.
Sunderland, J. ‘The decline of “man” ’, Journal of Pragmatics 16: 505–22, —
1991.
Sunderland, J. ‘“Parenting” or “mothering”?: the case of modern childcare magazines’, Discourse and Society 17 (4): 503–27, — 2006.
The Handbook of Language and Gender / ed. By J. Holmes and M. Meyerhoff. – Malden; Oxford; Melbourne, 2003.
М. Томская