КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ (англ. conceptualization, фр. conceptualisation, нем. Konzeption, Konzeptualisierung) – это процесс получения, когнитивной обработки и организации информации в виде концептуальных структур, осуществляемый человеком в ходе коммуникации или познания мира. Такое широкое понимание концептуализации восходит к работам Р. Лэнекера, в которых концептуализация определяется как процесс «когнитивной обработки» информации (“conceptualization or cognitive processing”), связанный с формированием значений (“meaning is equated with conceptualization”) [Langacker 1990: 2-3]. В качестве «процедурных» источников теории  концептуализации Р. Лэнекер называет 1) процедурную семантику Дж. Миллера и Ф. Джонсон-Лэрда, 2) концепцию градуальности типов значения (в отношении степени активности концепта) У. Чейфа, 3) положения генеративизма, в т. ч. о выстраивании «предикативных проекций» между категорией и концептами как ее представителями (например, в предикативных отношениях [THING TYPE ([THING TOKEN])] находятся категория КОШАЧЬИ и КОШКА как концепт, реализующий данную категорию (Jackendoff 1993: 73). В качестве «когнитивных» источников для Р. Лэнекера выступают положения теорий категоризации и конструирования ментальных пространств, пространственной семантики и динамики сил, теорий грамматикализации и лексикализации (Дж. Лакофф, Ж. Фоконье, Л. Талми, А. Вежбицкая, Ч. Филлмор, Дж. Байби среди многих упомянутых в работах Р. Лэнекера). Термин концептуализация интегрирует и сами этапы процесса концептуализации, которые в современной когнитологии соотносятся с термином конструирование. Так, знак равенства между ними ставят У. Крофт и Д.А. Круз, называя процессы концептуализации операциями конструирования (“conceptualization processes or construal operations”) [Croft, Cruse 2004: 41]. Это этапы перцептивного, кинестетического опыта, представляющие телесный опыт (embodiment), этапы категоризации и концептуализации. В качестве основной процедуры концептуализации Р. Лэнекер называет образ-схемы; прибегая к моделированию данной процедуры, ученый развивает концептуальную теорию когнитивной грамматики. В настоящее время к процедурам концептуализации, или операциям конструирования относят также концептуальную метафору, фрейминг, концептуальную интеграцию, перспективизацию, схематизацию, динамику сил и др. (см. в работах Л. Талми, У. Крофта, Ж. Фоконье, Р. Лэнекера и др.).

Концептуализация – это и концептуальный результат любой из процедур конструирования, например, перцептивный образ, отдельный концепт, сложный комплекс концептов. В связи с этим в западной традиции термин концептуализация употребляется и во множественном числе (conceptualizations) либо как этапы концептуализации, либо как результаты концептуализации. Основным методом анализа концептуализации является когнитивное моделирование.

Термин концептуализация активно используется в медицинской психологии и когнитивной терапии как реконструирование врачом совместно с пациентом когнитивной модели события. В качестве компонентов такой когнитивной модели выступают ситуации, физиологические «ответы» организма, эмоции, поведение, значение, верования, стратегии и др. (см. в [Beck 2011]). 

Термин концептуализация часто применяется в менеджменте (например, концептуализация управления, концептуализация принципов эффективности), что связано с основным значением лексемы concept как понятие в английском языке, в этом случае речь идет как раз о том, чтобы договориться о понятиях. 

 

Рекомендуемая литература

Беляевская Е. Г. Применимо ли понятие концептуализации к тексту // Горизонты современной лингвистики: традиции и инновации. М.: Языки славянских культур, 2009. С. 178-187.

Демьянков В. З. Понятие и концепт в художественной литературе и научном языке // Вопросы психолингвистики, 2001. Вып. 1. С. 35-47.

Beck J.S. Cognitive behavior therapy: basics and beyond. New York: Guilford Press, 2011.

Croft W., Cruse D.A. Cognitive linguistics. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

Jackendoff R. 1993. Semantics and Cognition. Cambridge, MA. and London. 6th.Ed.

Langacker R. Concept, image, symbol: The cognitive basis of grammar. Berlin: New York: Mouton de Gruyter, 1990.

М. И. Киосе