РОЛЬ РЕКУРРЕНТНЫХ ЖЕСТОВ В РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ: СОЦИОКОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ

(ПРОЕКТ ПО ГРАНТУ 24-18-00587)

2024-2026

Настоящий проект посвящен кросс-культурному сопоставлению роли рекуррентных жестов в диалогическом позиционировании, который рассматривается как социокогнитивный процесс, лежащий в основе выражения и согласования точек зрения говорящими. В отличие от рекуррентности вербальных единиц, рекуррентность жеста — это не столько как сам факт его повторяемости в дискурсе, сколько его принадлежность к определенной группе жестов, у которых в данной культуре обнаруживается устойчивая связь между формальными, содержательными и функциональными характеристиками. Подобная устойчивость обусловливает более высокую степень конвенционализации данных жестов, а значит — более очевидную вариативность их свойств в разных культурах.

Несмотря на то, что в ряде исследований выделяются жесты с похожими свойствами, понятие рекуррентных жестов как отдельной категории используется лишь в некоторых работах (Bressem, Müller 2014; Harrison, Ladewig 2021). Анализ вариативности свойств подобных жестов проводился, в основном, применительно к отдельным жестовым «семьям» (напр., отбрасывания или циклическим жестам) и, как правило, в рамках одного языка (английского, немецкого и др.).

Задача сопоставительного анализа рекуррентных словесно-жестовых комплексов в диалогах на нескольких языках представляется актуальной для современной лингвистики, поскольку позволяет разработать социокогнитивную концепцию рекуррентности применительно к невербальному компоненту речи, предложить уточненную типологию рекуррентных жестов для разных языков, а также выявить характер варьирования полимодального поведения у носителей разных языков в сходных контекстах.

Проект актуален для современных когнитивных исследований языка в связи с необходимостью выявления социокогнитивных основ спонтанных интеракций, в ходе которых происходит позиционирование. Позиционирование (stance-taking) получило довольно подробное описание применительно к языковым явлениям (Benveniste 1957; Biber, Finegan 1989; DuBois 2007; Verhagen 2008; Jaffe et al. 2009), однако в словесно-жестовом аспекте исследовалось весьма ограниченно (Kendon 2004; Гришина 2017; Николаева 2018; Andries et al. 2023). В проекте впервые на материале двух языков – русском и португальском (бразильский вариант) – решается задача разработки методологических основ сопоставительного изучения рекуррентных жестов в диалогической речи с социокогнитивных позиций, и осуществляется эмпирическое исследование для определения особенностей варьирования этого типа жестов у носителей данных языков.

Новизна проекта заключается в постановке новых исследовательских вопросов о рекуррентности как полимодальном явлении, о связи рекуррентности жестов с социокогнитивным явлением позиционирования; в выдвижении новых гипотез относительно особенностей варьирования характеристик рекуррентных жестов в разных языковых культурах; в уточнении характера совместного употребления словесных и жестовых маркеров позиционирования в двух языках; в применении интегративных методов полимодального анализа к новому языковому материалу – русско- и португалоязычному.

Практическая ценность исследования состоит в использовании результатов для повышения эффективности коммуникации на разных языках. Сформированный полимодальный корпус пополнит коллекцию уже имеющихся корпусов и ляжет в основу дальнейших эмпирических исследований. Собранные материалы могут быть использованы при обучении нейросетей, например, для автоматического распознавания жестового поведения говорящих при выражении ими той или иной точки зрения.

Результаты проекта будут отражены в не менее чем 9 публикациях Scopus, WoS, RSCI и представлены на не менее чем 10 конференциях, включая международные. Под руководством участников проекта планируется защитить не менее 2 диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук по тематике проекта. Будет проводиться ежегодная молодежная школа по методам полимодального анализа коммуникации.