Билингвизм глухих и слышащих: изучение нейропластических процессов
(Проект по гранту РНФ № 16-18-00070)

Научная проблема, на решение которой нацелен настоящий проект, имеет прямое отношение к одному из фундаментальных вопросов сегодняшнего дня — вопросу о связи языка и мозга. В рамках этого проблемного поля работают представители разных научных дисциплин, в том числе и лингвисты.

В настоящее время наблюдается огромный интерес к проблеме билингвизма и его положительное влияние на функционирование мозга в аспекте его пластичности. Одно из установленных преимуществ состоит в том, что билингвизм усиливает исполнительную функцию мозга и замедляет развитие деменции. Эти преимущества билингвизма соотносятся с улучшением навыков использования исполнительной функции мозга в силу потребности подавить один язык в процессе использования другого. Изучение мономодального и бимодального билингвизма с привлечением не только вербальных, но и жестовых языков, позволит более глубоко исследовать русский жестовый язык, а также изучить влияние разных видов модальности языка на пластичность мозга.

%d0%b1%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d0%b3%d0%b2-22-09Существующие исследования нейробиологической природы языка в ее конкретных проявлениях преимущественно основываются на материале вербальных языков. Конкретная задача данного проекта — сопоставительное исследование двух типов билингвизма глухих и слышащих — мономодального и бимодального. Исследователи указывают на различия между мономодальным билингвизмом (одновременным владением двумя жестовыми либо двумя вербальными языками) и бимодальным билигвизмом (одновременным владением жестовым и вербальным языком). Сама возможность одновременного использования двух разных модальностей (например, параллельное проговаривание передаваемых жестами фраз или сопровождение звучащей речи жестами) свидетельствует об отсутствии необходимости подавлять один из способов передачи информации при использовании другого. Однако до настоящего времени исследователи, в основном, изучали бимодальный билингвизм на примере слышащих испытуемых. В отличие от слышащих, глухие носители бимодального билингвизма как порождают, так и воспринимают высказывания только в одной модальности (визуальной).

Поставленные в работе цели и задачи определяются необходимостью исследования билингвизма глухих в сопоставлении со слышащими, а также характером языкового материала, в том числе особенностями жестовых языков и выявленными различиями между зонами активации в процессе коммуникации на жестовых языках. Цели и задачи проекта достигаются путем использования комплекса лингвистических, психолингвистических и нейрологических методов, которые позволят рассмотреть нейробиолгическую организацию речевой системы глухих, использующих жестовый язык в процессе коммуникации. Нейропластические процессы головного мозга в реальном времени исследуются экспериментальными методами с применением функциональной магнитно-резонансной томографии.

Результаты проекта могут быть использованы для решения многих важных проблем, связанных с разными областями. В нейрофизиологии — с изучением пластичности головного мозга и реабилитацией пациентов с поражениями нервной системы; в лингвистике разработка явления языковой модальности представляет значительный интерес для изучения русского жестового языка как системы и подготовки переводчиков русского жестового языка. Кроме того, так как механизм структурной пластичности лежит в основе обучения, то более глубокое и детальное его познание будет способствовать более эффективному обучению и профессиональному образованию глухих.