Внимание
Внимание
ВНИМАНИЕ (англ. attention). В когнитивной психологии понимается как концентрация мысленных усилий на конкретных и абстрактных событиях (Р. Солсо), распределение когнитивных ресурсов для обработки информации (Дж. Андерсон), фокус сознания (У. Чейф). В. опирается на избирательный характер восприятия, обработки и хранения информации. К основным свойствам В. относятся осознанность (неосознанность), неоднородность, селективная направленность, сочетание устойчивости и подвижности.
Относительно осознанности или неосознанности В. в когнитивной науке не существует единства мнений. По Дж. Брунеру, В. является бессознательным процессом [Bruner et al. 1967], по У. Джеймсу, В. частично подвергается сознательному контролю [James 1890/1950]. С этим связано принятое в современной когнитивной психологии разграничение двух видов В. — пассивного, сенсорного (bottom-up) и активного, целенаправленного (top-down).
Неоднородность В. проявляется в двух планах – с точки зрения существования параллельно действующих систем обработки информации и с точки зрения вовлеченности в сдвиги В. механизмов усиления (фокусирования) и подавления («затемнения»).
Относительно первого аспекта отмечается, что когнитивная деятельность человека обслуживается разными системами обработки информации, которые действуют параллельно друг другу. Это предполагает распределение когнитивных усилий между слуховым и визуальным В., а также между В., направленным на перцептивное восприятие поступающего извне сигнала, и В., нацеленным на выработку реакции на этот сигнал.
В силу ограниченности когнитивных возможностей человека в каждой из перечисленных выше систем существует так называемое «узкое место» (bottleneck): в определенный момент мы должны сосредоточиться на одном стимуле и игнорировать все остальные. Отсюда следует второе проявление неоднородности В.: сдвиги В. зависят от способности человека совмещать два противоположных умения – концентрироваться на одних объектах и «убирать в тень» другие. Подобная селекция необходима, так как способность фокусироваться на одном сообщении и затормаживать обработку другого сообщения позволяет нам «обрабатывать ограниченное количество информации и не перегружать механизм обработки» [Солсо 1996: 116].
С селективной направленностью В. связан еще один важный вопрос. Поскольку в повседневной деятельности человек сталкивается с целым множеством стимулов, поступающих более или менее одновременно, то чем, кроме ограниченной «пропускной способности канала», обусловлен выбор объекта В.? Направление В. может определяться как внешними, так и внутренними факторами. В первом случае сдвиг В. обусловлен неожиданным появлением в периферийной зоне внешнего объекта-стимула (громкого звука, яркой картинки, необычного словоупотребления), во втором случае этот сдвиг может быть вызван личными переживаниями реципиента или его внутренней установкой на принятие некоего стратегического решения [Houde 2003].
В то же время, благодаря относительной устойчивости В., человек способен воспринимать нужный объект как перцептивно выделенный даже при появлении рядом с ним отвлекающих объектов. Отсюда следует, что мы можем управлять вниманием, исходя из собственных интересов и личного опыта.
В целом, многие понятия психологии, связанные с распределением В., легли в основу семантического анализа языковых фактов в когнитивной лингвистике (см., в частности, Фигура и Фон; Профиль, База, Домен; Траектор и Ориентир).
Рекомендуемая литература
Солсо Р. Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996.
Anderson J. V. Cognitive Psychology and its Implications. – NY: Worth Publishers, 2000.
Bruner J.S., Goodnow J.J., Austin G.A. A Study of Thinking. – NY: NY Science Edition, 1967.
James W. The Principles of Psychology. Vol. 1. – NY: Dover Publications, 1950.
О. Ирисханова