Полимодальность

ПОЛИМОДАЛЬНОСТЬ, МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ (англ. multimodality) — способность человека совмещать в процессе познания и коммуникации несколько способов (модусов) освоения мира и общения — вербальный, визуальный, кинетический (жестовый) и др. Два типа П. — когнитивный и вербальный — являются взаимосвязанными.

Понятие П. появилось в лингвистике благодаря последователям М. Хэллидея, которые стремились преодолеть «мономодальность» науки о языке, которая традиционно уделяла внимание вербальным аспектам коммуникации. Полимодальный подход отказывается от взгляда на язык как на вариативную систему грамматических правил, и сосредоточивается на взаимодействии разных знаковых систем.

Цель данного подхода — проанализировать и описать набор смыслообразующих средств, используемых человеком (например, визуальных, жестовых, письменных и т. д.
— в зависимости от области репрезентации), а также выявить, как организуются эти средства для создания значения. Центральным понятием П. является модус (mode), хотя универсального определения для него пока выработано не было. В целом, модус определяется как канал репрезентации или коммуникации. Примерами сочетания модусов могут быть сочетания рисунка и подписи; фразы и жеста, положения тела, мимики и реплики; видеоряда и комментариях нему.

Немаловажным в теории П. является модальная совместимость (modal affordance), которая имеет отношение к практическим и культурным аспектам модуса — иными словами, модальная совместимость ставить задачу выявить, какой модус нужно выбрать для того или иного вида репрезентации.

Исследования конфигурации модусов в различных контекстах по-новому позволяют взглянуть на такие утвердившиеся в лингвистике понятия, как метафора и теория дискурса.

Согласно семиотическим концепциям Г. Кресса и Т. ван Леyвена, любой вид коммуникации является полимодальным [Kress, van Leeuwen 2001].

Рекомендуемая литература

Jewitt, C.(ed.) The Routledge Handbook of Multimodal Analysis. — London: Routledge, 2009.

Kress G., van Leeuwen T. Multimodal Discourse: The Modes and Media of Contemporary Communication. — L.: Arnold, 2001.

Kress G.Multimodality: a Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. — London: Routledge, 2010.

О. Ирисханова