СОЦИАЛЬНАЯ КОГНИЦИЯ (social cognition) – в социальной психологии определяется как совокупность процессов, нацеленных на кодирование, декодирование, хранение и обработку информации о людях как членах социума, об их деятельности и поведении, а также как знания, формирующиеся в результате данного процесса. Социальная когниция — это также название соответствующей дисциплины внутри психологии, которая изучает когнитивные основания социальных явлений

Общая задача социальной психологии как отдельной дисциплины состоит в том, чтобы изучать социальные феномены с учетом «роли когнитивных процессов (например, внимания, кодирования, организации и хранения знаний, памяти и пр.) как посредников между социальным познанием и деятельностью» [Lambert et al., p. 306]. Теория социальной когниции дает выход в довольно широкий круг «поведенческих» тем: от эмоций, норм, стереотипов и предубеждений, мотивирующих поступки человека, до типовых сценариев и стратегий общения в разных социальных ситуациях. Важное место занимает изучение таких процессов и механизмов обработки и организации социальной информации, как категоризация, оценка, распределение внимания, которые служат ключом к пониманию того, как человек интерпретирует те или иные события из жизни социума.

В теории С. К. когнитивные процессы и структуры социального знания изучаются, главным образом, с нескольких точек зрения:

  • как с помощью когнитивных процессов обрабатываются внешние социальные стимулы, связанные с отношениями между группами людей и социальными структурами (см., например, труды Дж. Брунера и Дж. Аллпорта о предубеждениях и стереотипизации);
  • как накапливаются и развиваются социальные знания, умения и навыки, такие как общение, игра, борьба за власть, принятие социальной роли, научение и пр., в течение жизни человека, особенно в детском возрасте (см. восходящие к идеям Л. Выготского и Ж. Пиаже труды по психологии социального развития Т. Слама-Казаку, Х. Веллмана и др.);
  • какая существует связь между уровнем развития мышления и интеллекта и определенными когнитивными механизмами. Например, устанавливается корреляция между тремя типами интеллекта – физическим, абстрактным и социальным (по Э. Торндайку), и способами построения точки зрения (перспективы) – такими как применение силы, использование власти, убеждение, сотрудничество, синтез точек зрения [Selman 1981]

В последние годы понятие С. К. все чаще встречается в работах лингвистов-когнитологов. Данный термин, указывающий как на социальное познание (т. е. процесс освоения действительности), так и на социальное знание (т. е. результат этого процесса), встречается в трудах Т. ван Дейка, Т. Гивона, Д. Гираэртса, Н. Н. Болдырева, В. И. Карасика и некоторых других отечественных и зарубежных когнитологов. Данные работы послужили основной для формирования социокогнитивной лингвистики (когнитивной социолингвистики), опирающейся на когнитивные методы анализа языкового материала – от слов до текстов. Эффективность лингвистического анализа С. К. связана с тем, что, как показывают многочисленные исследования (в том числе экспериментальные), начиная с раннего возраста человека, язык служит средством формирования, закрепления и развития социальных структур знаний как в долгосрочном, так и в текущем режиме. В частности, в [Spelke 2003] показывается влияние усвоения числительных на родном и иностранном языках на оперирование категорией числа. Так, у взрослых субординативных билингвов запоминание средних точных чисел находится в большей зависимости от степени владения языком, чем запоминание малых точных и больших приблизительных чисел. Аналогичная картина наблюдалась у детей от 2 до 3,5 лет при выполнении заданий со счетом на родном языке.

Следовательно, выбор говорящими тех или иных языковых выражений в дискурсе, указывает не только на наиболее значимые структуры социального знания в долговременной памяти носителей социокультуры, но и на релевантность данных структур для текущего осмысления тех или иных событий и объектов, в том числе не имеющих прямого отношения к социальной организации общества.

Рекомендуемая литература

 

  1. Болдырев Н. Н. Оценочные категории как форма знания // Когнитивные исследования языка. – Вып. III. Типы знаний и проблема их классификации: Сб. науч. тр. – М.–Тамбов: ТГУ, 2008. – С. 25–37.
  2. Ирисханова О. К. Социокогнитивная лингвистика: структуры социальных знаний и проблемы их описания // Вопросы когнитивной лингвистики. – № 4. – 2014. – С. 5–17.
  3. Карасик В.И. Языковое проявление личности. – Волгоград: «Парадигма», 2014. – 450 с.
  4. Dijk T. van. Discourse and Context: A Sociocognitive Approach. – Cambridge: Cambridge University Press, 2008. – 267 p.
  5. Geeraerts D. Cultural models of linguistic standardization // Cognitive models in language and thought: ideology, metaphor and meanings. – Berlin: Mouton de Gruyter, 2003. – P. 25–68.
  6. Givón T. Context as other minds: the pragmatics of sociality, cognition and communication. – Amsterdam: John Benjamins, 2005. – 283 p.
  7. Houdé O., Kayser D. (ed.). Dictionary of Cognitive Science: Neuroscience, Psychology, Artificial Intelligence, Linguistics, and Philosophy. – Amsterdam: Routledge, 2003. – 416 p.
  8. Lambert A. J., Chasteen L. A. Social cognition // A Companion to Cognitive Science / Ed. W. Bechtel, G. Graham. – Oxford: Blackwell, 1998. – P. 306–313.
  9. Selman R. L. The development of interpersonal competence // Developmental Review, 1. – 1981. – P. 401–422.
  10. Spelke E. What makes us smart? Core knowledge and natural language // Language in mind: advances in the study of language and thought / ed. D. Gentner, S. Goldin-Meadow. – Cambridge, Mass: MIT Press, 2003. – P. 277–311.

О. Ирисханова