31 октября – 1 ноября 2017 года в Московском государственном лингвистическом университете состоялся Международный симпозиум «Полимодальная коммуникация в языках и культурах» MeMuMo 2017, посвященный одной из самых актуальных задач современной науки о языке – изучению полимодальных коммуникативных практик.
Полимодальность как способность использовать различные семиотические модусы для обмена информацией (например, движения глаз, жесты рук, мимика, положение тела, др.) является важным средством проявления когнитивных возможностей человека. В ходе симпозиума ведущие ученые в области когниции и коммуникации продемонстрировали, какую роль играют инновационные технологии в изучении познания и общения и как они могут быть применены для анализа полимодальности. Симпозиум включал в себя лекции и доклады ученых, а также мастер-классы по различным аспектам полимодальной коммуникации: основам айтрекинга, гендерным исследованиям, анализу жестов и жестовому языку, в которых приняли участие студенты программ бакалавриата и магистратуры, а также аспиранты МГЛУ.
На открытии мероприятия гостей и участников приветствовала ректор МГЛУ И.А. Краева. В своем докладе Ирина Аркадьевна подчеркнула важность и своевременность симпозиума как события, освещающего современные мировые достижения в области когнитологии и теории коммуникации. С пленарными докладами, посвященными различным аспектам полимодального общения, выступили профессор Марианна Гуллберг (Лундский университет, Швеция), профессор Николь Рихтер (Европейский университет Виадрина, Германия), профессор Алан Ченки (Свободный университет Амстердама, Нидерланды, МГЛУ, Россия), профессор Алия Моргенстерн (университет Новая Сорбонна, Франция).
В задачи четырех мастер-классов входило ознакомление участников с основами анализа полимодальной коммуникации, а также обучение первичным навыкам работы с экспериментальным оборудованием, которое завершилось проведением собственного экспериментального исследования. Мастер-класс 1 «Основы айтрекинга, или о чем могут рассказать глаза» (ведущие: О. Ирисханова, М. Киосе, О. Прокофьева, А. Братцева, Е. Балакина) познакомил участников с возможностями технологии измерения движений глаз для изучения полимодальных контекстов. На мастер-классе 2 «Гендерный аспект исследования полимодальной коммуникации» (ведущие: М Томская, А. Емельянов, А. Маковеева, И. Зайцева, Е. Панченко) рассматривались гендерные аспекты полимодальной коммуникации и процедуры их исследования. Участники мастер-класса 3 «Введение в анализ жестов как область исследования» (ведущие: К. Мюллер, Л. Хотце, В. Денисова, Н. Алексеенко) получили возможность «опробовать» разные методики изучения жестов. Мастер-класс 4 «Как записывать, анализировать и аннотировать жесты и знаки жестового языка с помощью технологии захвата движения MoCap» (ведущие: Д. Бутэ, Ж.-Ф. Жего, А. Леонтьева, А. Ржешевская) познакомил участников с возможностями технологии захвата движения для анализа характеристик движений тела.
Руководствуясь полученными знаниями, участники мастер-классов смогли принять участие в кейс-соревновании, которое проходило 1 ноября. В ходе соревнования четыре команды получили задание подготовить собственный кейс-проект на основе эксперимента и представить его на английском языке международному жюри. Студенты программы бакалавриата также продемонстрировали результаты своих научных достижений в формате постер-сессии, посвященной изучению различных аспектов полимодальной коммуникации.
Симпозиум завершился церемонией награждения дипломами и призами команд-участников кейс-соревнования.